П.Митурич. Портрет Мая. 1943. Бумага, карандаш

Галерея «АРТЕФАКТ» ул. Пречистенка, 30/2
с 13 февраля по 3 марта 2019 года

Выставка представляет более 30 станковых произведений 1920–1950-х годов одного из лучших графиков первой половины ХХ века Петра Васильевича Митурича (1887–1956), вошедшего в историю искусства не только как выдающийся художник-график, но и как автор авангардных книжных проектов, а также изобретатель безмоторных волновых средств передвижения.

На выставке показаны рисунки и автолитографии из собрания семьи художника, многие работы экспонируются впервые. На открытии выставки состоится презентация первого фундаментального издания по творчеству П.В. Митурича, подготовленного внуком художника Сергеем Митуричем (Изд-во «Три квадрата», Москва, 2018).

Прошедший долгий и насыщенный творческий путь Петр Митурич получил профессиональную подготовку в академической мастерской батальной живописи у профессора Н.С. Самокиша. Выпускник Петербургской Академии художеств, участник выставок «Мира искусства», молодой художник был удивительно невосприимчив к сложившимся приемам и стилистическим клише в искусстве тех лет и сосредоточен на поиске собственного пластического языка. С середины 1910-х годов он вошел в артистическую жизнь Петрограда как художник смелого авангардного эксперимента наряду с Владимиром Татлиным, Казимиром Малевичем, Павлом Мансуровым, Львом Бруни и другими реформаторами русского искусства.

Одним его из уникальных художественный проектов стал цикл так называемой «пространственной графики», который был рожден под влиянием идей футуризма и имел тесную связь с новой русской поэзией. Определяющую роль в этом проекте, как и в жизни и творчестве Петра Миутрича в целом сыграла большая дружба с поэтом-футуристом Велимиром Хлебниковым, на родной сестре которого, Вере, Петр Митурич был женат. Это был счастливый и гармоничный союз двух ярко одаренных (Вера Хлебникова тоже была художником) людей, соратников и единомышленников в творчестве. Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии. Эти рисунки – образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции.

В 1920-е годы Петр Митурич был видным преподавателем московского ВХУТЕМАСа в числе таких выдающихся фигур отечественного цеха графиков, как Владимир Фаворский, Николай Купреянов, Павел Павлинов и других. Решительно призывая своих учеников к продуманной работе над рисунком, к применению сложного контура, энергичной штриховки, отказу от тушевой затертой манеры, он одновременно оттачивал собственные графические принципы, называя себя «суровым» или «действенным» реалистом. В этот период окончательно формируется круг его излюбленных пластических мотивов в виде внешне скромных пейзажных зарисовок с деревьями, домами и заборами, камерных портретов родных, друзей и знакомых.
Обладая резким бескомпромиссным характером, Митурич с 1930-х годов и практически до конца жизни оказался «за бортом» официального советского искусства. Постепенно усиливая динамику раскованного подвижного штриха, словно отсылающего зрителя к образу обманчиво простых линейно-пружинных сплетений, он неизменно совершенствует бесспорную уникальность собственного графического высказывания. Именно его нерушимая гуманистическая закваска оказалась способна к УПРУГОМУ отражению любых попыток советского официоза нивелировать и усреднить масштаб истинно свободной творческой ЕДИНИЦЫ, настоящим олицетворением которой и был Петр Митурич.

Выставка «Петр Митурич. Упругая графика», организованная галереей ГРОСart, представляет малоизвестные работы художника разного периода из семейного собрания Митуричей-Хлебниковых и обещает стать ярким событием для ценителей и знатоков графического искусства.