«Грибоедовская Москва»

477
Грибоедовская Москва

Истинный литературный дар, искусство писать – это, прежде всего, искусство видеть и чувствовать. А.С. Грибоедов, профессиональный дипломат, в полной мере проявил писательский гений в своем единственном полноценном произведении – комедии в стихах «Горе от ума». Работая над ней, Грибоедов в течение года с весны 1823-го жил в Москве. Как вспоминали современники, «чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, он ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете…». Москву первой трети XIX века писатель-дипломат воспел так точно, тонко и иронично, что ее до сих пор называют «грибоедовской». Особенности и нравы «отставной столицы», «светского круга» ее жителей представляет новая выставка в Государственном музее А.С. Пушкина.

Выставка, приуроченная к 225-летию со дня рождения А.С. Грибоедова, посвящена Москве – городу, который внес в летопись жизни и творчества писателя весьма важные страницы.

В Москве Грибоедов родился и прожил безвыездно почти семнадцать с половиной лет. Здесь он учился в университете, здесь осознал свое литературное призвание, отсюда в 1813 году отправился на военную службу. Позже он был в Москве проездом несколько раз в самые важные периоды своей жизни.

Самому из них долгому пребыванию в Первопрестольной, с марта 1823 по май 1824 года, Грибоедов обязан своим литературным шедевром. Все это время он работал над комедией «Горе от ума», перенося в труд свои впечатления от «вращения» в московском светском кругу. Произведение вошло в золотой фонд русской литературы. А воспетая автором Москва того времени навсегда получила название «грибоедовской». В следующий раз Грибоедов посетил Москву в 1826 году, по пути следования с Кавказа в Санкт-Петербург, после своего ареста по делу декабристов, и на обратном пути на Кавказ, после освобождения из-под арета. В 1828 году поэт вновь дважды побывал в Москве: следуя с текстом Туркманчайского договора к императору Николаю I и отправляясь через три месяца обратно, теперь уже в качестве Полномочного посланника в Персии. Это пребывание в Москве было, увы, последним…

Выставка, посвященная Москве Грибоедова, состоит из трех разделов.

Первый из них составили материалы, связанные с «московскими страницами» биографии писателя. Это виды Москвы рубежа XVIII–XIX веков; изображения Подновинского гулянья, которое ежегодно на Пасхальной неделе проходило недалеко от дома Грибоедовых; Московского университета, о пребывании в котором писатель на всю жизнь сохранил «самые отрадные воспоминания». Здесь же можно видеть изображения московских бульваров, которые в те времена были излюбленным местом гулянья москвичей, а также портреты известных писателей, композиторов, актеров, составлявших круг общения Грибоедова в период жизни его в Москве: Д.В. Давыдова, В.Ф. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, А.Н. Верстовского, М.Ю. Виельгорского, А.А. Алябьева и др.

Следующий раздел выставки посвящен комедии «Горе от ума». Приехав в Москву весной 1823 года, Грибоедов в течение нескольких месяцев жил там, собирая материал для своей комедии. «Чтобы вернее схватить все оттенки московского общества», он «ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете…». О том, насколько верно удался Грибоедову портрет города, свидетельствую высказывания современников. «Горе от ума» представляет нашу добрую старушку Москву, с ее странностями, причудами и капризами», – писал Н.И. Надеждин. По мнению И.А. Гончарова, в комедии Грибоедова «и общее и детали, все это взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы».

Среди экспонатов этого раздела выставки – портреты неизвестных первой трети XIX века. Этих людей писатель мог встречать в московском обществе и, наблюдая за ними, создавать свою «картину нравов», «галерею живых типов». Здесь же представлены виды Москвы, в том числе – те места, которые упоминаются в комедии: Кузнецкий мост, Английский клуб и др. Ярким акцентом экспозиции, реально погружающим в атмосферу «грибоедовской Москвы», стал фрагмент интерьера московской гостиной 1820-х годов, а также костюмы Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Софьи и других героев к нашумевшему спектаклю «Горе от ума» 1998 года в постановке Олега Меньшикова. Почувствовать атмосферу эпохи помогают и первые издания «Горя от ума». Это альманах «Русская Талия на 1825», где были напечатаны отрывки из «Горя от ума»; первое издание комедии Грибоедова, увидевшее свет в 1833 году; и многочисленные списки, благодаря которым комедия получила широкое распространение еще при жизни автора. Впервые на московской сцене «Горе от ума» было поставлено в 1831 году на сцене московского Большого театра. В экспозицию влючены портреты игравших в спектакле П.С.Мочалова, Д.Т.Ленского, М.С. Щепкина.

Завершают экспозицию виды современной Москвы, связанные с именем Грибоедова; издания его произведений XIX–XX веков; живописные и графические работы художников ХХ века: Н.П. Ульянова, Е.А. Кибрика, А.И. Шурыгина, Е.И. Куманькова, посвященные жизни и творчеству писателя. Афористический сталь комедии «Горе от ума» способствовал тому, что многие ее выражения стали «крылатыми». «Половина стихов должна войти в пословицу», – писал А.С. Пушкин.

Цитаты из комедии, а также высказывания о ней современников, сопровождающие выставку, помогают лучше понять и замысел автора, и отношение читателей к «Горю от ума» – произведению, ставшему одной из вершин русской драматургии и поэзии.

С 25 февраля до 1 мая 2020 г.
в Государственном музее А.С. Пушкина ул. Пречистенка, 12/2 (м.«Кропоткинская»)

SetMenu