С 10 февраля 2019 года в Государственном музее А.С. Пушкина
ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м. «Кропоткинская»)

«…Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» портреты А.С. Пушкина

Два крупнейших пушкинских музея – Всероссийский музей А.С. Пушкина (Петербург) и Государственный музей А.С. Пушкина (Москва) – стали организаторами крупнейшей межмузейной иконографической выставки. В единую экспозицию впервые будет собрано более 300 портретных изображений Пушкина – в живописи, графике, скульптуре, на художественных, декоративно-прикладных и сувенирных изделиях из собраний более чем 20 ведущих музеев и художественных галерей России. Сердце экспозиции составят ценнейшие полотна и графические листы прижизненных и посмертных портретов Александра Сергеевича Пушкина. Выставка открывает юбилейный год – 220-летие со дня рождения великого поэта.

Трудно назвать имя большого художника России, который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина, и впервые за много лет иконография поэта будет представлена настолько полно. Хронологические рамки выставки охватывают почти 220-летний период: от первого прижизненного, единственного (!) дошедшего до наших дней детского портрета А.С. Пушкина до портретных работ, выполненных нашими современниками в последние годы. У каждого из представленных на выставке авторов – «свой» Пушкин. Вместе с этим портреты поэта несут на себе печать и того времени, когда они были созданы.

Особый интерес представляют прижизненные изображения поэта. Зрители увидят оригиналы знаменитых живописных работ кисти Тропинина, Брюллова, Соколова, Чернецова и других художников-современников Пушкина; первые скульптурные его изображения и графические образы, появившиеся в печатных изданиях того времени (в том числе – гравюру Гейтмана 1822 года, ставшую первым тиражированным изображением поэта). Эти прижизненные портреты дают нам сегодня бесценную информацию об истином внешнем образе Пушкина и о том, как воспринимали поэта его современники. Своеобразным комментарием к визуальному ряду станут воспоминания о внешности Пушкина его знакомых – современников, литературных единомышленников и противников, друзей и недругов.
Значительная часть экспозиции обращена к портретной посмертной славе Пушкина. Посмертная маска Пушкина, изображения поэта на смертном одре, выполненные свидетелями прощания с ним – Мокрицким, Бруни, Жуковским и другими, представляют собой отклики современников на гибель поэта.

В последующие годы к образу Пушкина обращались многие известные художники XIX века – Мазер, Крамской, Айвазовский, Репин, Серов, Сомов и другие живописцы и графики. Их работы – это ретроспективные изображения поэта, созданные на основе изучения его прижизненных натурных портретов и автопортретов, творчества и биографии. Выставка дает возможность проследить, как менялось восприятие поэта при смене различных исторических эпох, и каким его видело каждое новое поколение художников.
Торжества, связанные с установлением памятника в Москве в 1880 году и последующим столетним юбилеем со дня рождения великого поэта (1899) вызвал широкий отклик не только в профессиональных художественных кругах. Образ Пушкина начинают использовать для украшения товаров серийного производства, сувенирах, упаковках различных товаров, массовой продукции. Примеры разного времени китчевых изображений поэта также будут представлены на выставке.

После 1917 года художники стремились создать образ поэта, созвучный новой эпохе. Многие изображали Пушкина на фоне «революционных вихрей», «обломков старого мира», в «сиянии зари новой эры» и т.п. Выполненные в 1930-1940-е годы художниками разных школ и направлений, пушкинские портреты отличались и по манере письма, и мироощущению их авторов. В эти годы советская культура формировала новый миф о Пушкине, как о поэте, разделяющем взгляды декабристов, певце вольности и свободы, противнике крепостного права и убежденном атеисте. Этим объясняется и обилие политических плакатов с изображением Пушкина. Пушкин был провозглашен «народным поэтом, страдавшим и непризнанным в царской России и лишь теперь понятым и оцененным по заслугам».
В 1937 году в СССР с размахом отметили столетие гибели Пушкина – официальными и народными торжествами по всей стране, масштабной выставкой в столице, яркими издательскими проектами, волной переименований улиц, школ и пр. Внушительную лепту в осмысление личности поэта и его литературного гения внесли художники. Многие из них сумели выразить в портретах именно личный, а не «официально утвержденный» взгляд на Пушкина и его творчество. Это время отмечено на выставке яркими работами Петрова-Водкина, Кончаловского, Шухаева, Рерберга, Свитальского, Гаврилова, Шемякина, Кузьмина, Ильина и других художников и скульпторов первой половины ХХ века.

Наибольшее количество портретов Пушкина было выполнено художниками именно в юбилейные годы: 1937, 1949, 1987 и 1999 годах. Время и эпоха вносили свои коррективы. В послевоенные годы и второй половине ХХ века образ Пушкина в изобразительном искусстве приобрел особую просветленность и непосредственность. Все чаще художники изображали поэта на фоне городских или сельских пейзажей, придавая особый эмоциональный настрой всему произведению. В эти годы иконографию Пушкина пополнили работы таких маститых художников, как Юон, Пластов, Шухаев, Бунин, Тышлер, Зверев, Оссовский, Павлов, Обросимов… Их произведения вызовут несомненный интерес как у почитателей поэта, так и у ценителей живописи. Яркие портреты Пушкина на живописных полотнах и графических листах дополняют скульптурные шедевры, созданные именитыми Коненковым, Белашовой, Ненашевой, Комовым и другими мастерами второй половины XX века.

Интерес к Пушкину, его личности и творчеству со временем не только не ослабевает, но растет. Принимая творческую эстафету, наши современники – художники и скульпторы, чьи произведения датируются XXI веком, а также специалисты IT-технологий и других областей визуального искусства стремятся запечатлеть пушкинский облик так, как они его видят, чувствуют и считают сегодня возможным. Наиболее интересные работы приобретают в свои коллекции музеи. В числе представленных на выставке имен – как уже известные: Шаймарданов, Нецветаев, Сафронов, Церетели, Ганрио, так и те, кого широкий зрительский круг не знает. Возможно, что не со всеми трактовками современных художников смогут согласиться поклонники классического искусства, но работы эти также важны для осмысления восприятия образа великого поэта, как и произведения представителей прошлых веков.
Пушкин