Московский музей современного искусства представляет персональную выставку
Катерины Ковалевой «Маршруты памяти». Экспозиция объединяет более 150 произведений автора разных лет: живопись, рисунки и коллажи, объекты и артефакты.

Персональная выставка, охватывающая большой временной отрезок — от ранних работ конца 1980-х годов до проектов последних лет, предлагает зрителю пройти сложный маршрут, исследующий мир через феномен памяти, в котором реальность уступает место воображению, а человек, постепенно замещаемый оставленными им следами, исчезает.

Выставку открывают произведения из большеформатных циклов «ФЖ» и «Братья и сёстры» (1988-1989), нарисованные быстрым, экспрессивным карандашом «репортера». Втиснутые в кургузые пиджаки и облаченные в объемные платья корпулентные фигуры запечатлены среди типичных образцов советской реальности, почти растворившейся вместе с канувшим вскоре в прошлое СССР. Интерес к распадающемуся ландшафту страны привел к созданию серии коллажей и живописных «палимпсестов», основой для которых послужили географические карты. Границы республик и областей под кистью Катерины Ковалевой процветали розами, были замазаны белесыми, процарапанными слоями краски, скрылись за жирными черными линиями.

Следующим шагом по освоению пространства стал проект «Колонизация горизонта» (1992-1994), импульсом к созданию которого стал случайно найденный архив. Письма, бланки, почтовые карточки, конверты, квитанции сложились в упорядоченные линии и хаотичные нагромождения зданий, образовавших ландшафты городов. Прямоугольники документов стали материей пейзажа, в котором натурные впечатления соединились с попытками «извлечь информацию в память». Стремление привлечь внимание к когда-то бережно хранимым свидетельствам чужого прошлого отразилось в коллекции «записных книжек» — камерных композиций и рисунков, основой для которых послужили схемы электропередач, инструкции по вышиванию, телеграммы, листы старой миллиметровки, описи вещей и продуктов, страницы и обложки тетрадей.

Следуя «маршрутами памяти», ведущими от частного к общему, Катерина Ковалева обратилась к скульптуре, выбрав в качестве объекта монументализации снеговика. Ваянию предшествовали фотографии и коллажи, фиксировавшие «замеры тающего снежка»: стремительное исчезновение объекта исследования стало метафорой разрушительной силы забывчивости современного мира. Проект Snegovicus вырос в серию композиций, воплотивших недолговечность снежной материи в мраморе, граните, бронзе. В поисках нетающих снеговиков художник Катерина Ковалева вместе с командой первой биеннале южного континента отправилась в 2017 году в Антарктиду. Это путешествие стало логичным завершением ее многолетних попыток достичь края света, вытянуть ускользающую нить горизонта, однажды «колонизированного», но все еще недостижимого. Из экспедиции Катя вывезла, помимо рисунков, желание воссоздать воспоминание о лежащем на берегу Антарктиды выбеленным морем, ветром, временем остове кита — совершенном «произведении», идеальном прообразе всякого искусства. «Узелок», завязанный на память о стране пингвинов и китов, нашел свое воплощение в мраморном «оттиске», подобном отпечатку на восковой дощечке, который, по Платону, хранит наши воспоминания и впечатления до тех пор, пока не исчезнет изображение.

О художнице:
Катя Ковалева родилась 20 октября 1966 года в Москве. Обучение рисунку и живописи начала в 13 лет, под руководством Е.Е.Рожковой, ученицы Фалька. Училась в детской художественной школе 1, где сблизилась с будущими участниками группы «Чемпионы мира» ( Г. Абрамишвили, Б.Матросовым, К. Латышевым). В 1984 -1985 г.г училась в МВГПХУ(быв. Строгановское), в 1985-1989 г.г в Московском Полиграфическом Институте. С 1986 года активно участвует в выставках.
Член объединения «Эрмитаж». Стипендиат министерств культуры России и Австрии.

О кураторе:
Ирина Горлова — российский искусствовед, историк искусств и куратор. С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), с 2017 года — руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе: «Искусство 2000-х» (совместно с Кириллом Светляковым, 2018, Третьяковская галерея), «Осколки войны» (совм. с Еленой Цветаевой, 2015, Балтийский филиал ГЦСИ), Мистификаторы (совм. с Михаилом Миндлиным, 2016, ГЦСИ, Москва), «Предмет искусства (2015, ГЦСИ, Москва), «Андрей Ройтер. Открытый дом» (2013, ММОМА).

Катерина Ковалёва. Маршруты памяти
8 ноября — 2 декабря, 2018
ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ 10/2
Куратор: Ирина Горлова

Маршруты памяти