Выставки Москвы
Межмузейный выставочный проект Государственного музея А.С. Пушкина продолжает цикл выставок и публикаций альбомов-каталогов, рассказывающих о творчестве мастеров русского камерного портрета первой половины XIX столетия. Первая выставка из цикла состоялась в 2003 году, на ней были представлены работы П.Ф. Соколова, в 2008 году экспонировались произведения А.П. Брюллова, в 2011 – В.И. Гау, в 2017 – А.И. Клюндера. Нынешний выставочный проект, посвященный Карлу Гампельну (1794-1880?), объединил произведения художника из 23 музеев России и 4 частных собраний.
Проект пройдет сразу на двух музейных площадках. Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке традиционно представит межмузейную экспозицию, объединив под одной крышей произведения художника из государственных и часных собраний. А вот Государственный Исторический музей (неизменный партнер и участник прошлых выставок), который обладает самой большой на сегодня коллекцией работ Гампельна, выставит ее на своей площадке чуть позже. Обе эти выставки хотя и будут обладать индивидуальной стилистикой, но при этом останутся взаимно дополняющими друг друга частями одного проекта, создавая единое представление о мастере русского портретного искусства. И закрепит это единство альбом-каталог, в котором будут воспроизведены представленные на выставках 223 работы Карла Гампельна – большая часть хранящегося в музеях России и частных собраниях творческого наследия незаурядного и самобытного художника XIX столетия.
Австриец по происхождению, Карл Гампельн родился в Москве. Его отец, Гампельн-старший приехал в Санкт-Петербург в 1779 году из Польши. Он поставлял для Екатерины II мебель для Мраморного дворца и в личные апартаменты в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. В начале 1790-х годов семейство Гампельна перебралось в Москву, где отец будущего художника открыл магазин «Под знаком Белого орла», а при нём мебельную мастерскую. В 1794 году здесь и родился Карл-младший. От рождения мальчик был глухонемым и на воспитание его отправили в Вену – в учебное заведение для глухонемых. Яркое дарование художника проявилось в нем с детства. Благодаря доброму отношению директора училища, Гампельн поступил в Венскую Академию художеств. В 1812 на семью художника, проживавшую в Москве, обрушилось несчастье. Все имущество родителей сгорело при пожаре. Отец, не перенеся удара, вскоре умер, а мать, оставшись в крайней бедности, не могла оплачивать дальнейшее обучение сына за границей. Однако, как писал его первый биограф, в 1814 году «счастье вновь просияло для Гампельна»: во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I, который принял решение оплатить дальнейшее обучение талантливому юному художнику, намеревавшемуся жить и работать в России.
Весной 1817 года Гампельн выехал из Вены в Москву, а уже в июле вместе семьей переехал в Петербург. Во многом решающую роль в судьбе художника сыграло знакомство Гампельна с А.Н. Олениным. В гостеприимном оленинском доме – в Петербурге и в усадьбе Приютино, Карл нашел не только кров и «тихое пристанище». Этот дом был «святилищем наук, искусств и литературы», одним «из главных и привлекательнейших интеллектуальных центров Петербурга: художники и ученые, литераторы и образованные светские люди, часто сходившиеся вместе <…>, образовывали атмосферу света, знания, талантливости, терпимости и добра, какую редко можно встретить». Круг знакомых Оленина был огромен – от Пушкина до Аракчеева, от представителей царской семьи до крепостных художников. Он отыскивал, ободрял, поощрял дарования, помогая развитию таланта, продвижению по службе. Общая атмосфера высокой художественной культуры, царившая в доме, благотворно сказалась на формировании личности Гам-пельна и развитии художественного таланта. Его природный недостаток, конечно, ограничивал личное общение, но ему были доступны собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книги, собранные А.Н. Олениным….
Прекрасный рисовальщик, Гампельн работал и в графике (в том числе, как гравер и литограф), и в живописи, писал акварелью и маслом. Будучи глухонемым, Карл подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet», а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии.
К жанру графического портрета Карл Гампельн обратился в конце 1810-х годов. Его манера вскоре стала хорошо узнаваема и с течением времени она не претерпевала изменений. В мастерских рисунках, исполненных итальянским карандашом, часто подсвеченных сангиной, он демонстрировал все возможности штриха, от плотного бархатистого, до тончайшего, доходящего до паутинных линий. Точность, ясность и отчетливость штриховки выдают руку гравера, работавшего резцом. Почти на всех портретах петербургского периода художник подробнейшим образом воссоздавал окружающую модель обстановку со множеством деталей, дающих представление об изображенном. Так, на фоне шкафов с приборами и предметов своей коллекции изображен П.Л. Шиллинг, выдающийся ученый и изобретатель, востоковед; в непринужденной домашней обстановке, за столом с книгами, чернильницей с перьями и дымящейся чашкой чая запечатлен П.П. Коновницын, один из близких знакомых художника; Сергей Львович Пушкин, отец поэта, мирно покоится в кресле, а у его ног – любимая собака Руслан… В женских портретах Гампельн часто переносил из одной композиции в другую излюбленный набор предметов, создававших уют домашнего очага: шкатулки с рукоде-лием, клубки шерсти, спицы, колокольчики на подставках.
Одним из самых известных и значительных произведений Карла Гампельна петербургского периода – и она будет представлена на нынешней выставке в Государственном музее А.С. Пушкина – стала панорама «Екатерингофское гулянье» (1825). Панорама представляет собой узкую ленту длиной около 10 метров и высотой 9,5 сантиметров, склеенную из 12 листов, исполненных в технике офорта и акватинты. Количество изображенных на ней жанровых сцен народного гулянья и персонажей неисчислимо. В ней «поражает превосходный рисунок и огромное техническое мастерство, – писал искусствовед А.Ф. Коростин, крупнейший специалист первой половины ХХ века в области русского эстампа. – Блестящая свободная техника офорта сочеталась у Гампельна с реалистическим замыслом, с попыткой создания «грандиозного» по размеру жанра. Эти особенности делают «Екатерингофское гулянье» подлинным шедевром русской гравюры первой половины XIX века, которому, впрочем, нелегко подыскать близкую параллель и в европейской графике того времени». Один экземпляр панорамы был поднесен императрице Елизавете Алексеевне. И хотя Гампельну были пожалованы золотые часы, императрица выразила и неудовольствие, которое вызвали у нее изображенные в панораме «предметы неприятные иногда не совсем пристойные, как то изломанные возницы, бешеные лошади, разные люди, лежащие в растяжку на дороге, коих можно было почесть пьяными или убитыми»…
В конце жизни Гампельн переселился из России в Англию, в Лондон, а последние свои годы прожил в Вене, где умер в 1880-м году.
С 19 февраля по 2019 года в Государственном музее А.С. Пушкина
ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м. «Кропоткинская»)